Елена Петрова (liseykina) wrote,
Елена Петрова
liseykina

На зеленом кроссовере по Ярославской области.


В Ярославле какое-то невероятное количество разных церквей и прочих культурно-исторических доcтопримечательностей. Не зря же он считается столицей Золотого Кольца, которое само по себе культурно-историческое. Конечно, можно как все нормальные туристы просто два дня гулять по городу, сходить на стрелку, зайти в пару музеев, посидеть в парках и на бульварах. Но мы, как всегда, идем своим путем. И пользуясь свободой передвижения, спонсор которой на это раз Suzuki SX4, отправляемся исследовать окрестности Ярославля информацию о которых не найдешь в первом попавшемся путеводителе.


В этот раз за бортом нашего маленького зеленого экипажа остались музей соледобычи в Некрасовском, музейное село Вятское, которое выкупил предприниматель и сделал там кучу музеев, да и по Ярославлю прогуляться мы не успели. Местом базирования в Ярославле был выбран отель Park Inn by Radisson (чуть более подробно про него уже было), где, если повезет, можно забронировать шикарный номер за 2600 рублей в сутки. Мы много где жили в отелях в России и могу сказать, что за эти деньги это очень и очень отличный вариант, а еще там кормят вкусно.


Места для исследования были выбраны в радиусе 50 километров от города - оптимальное расстояние для отдыха с детьми, они не успевают уснуть и устать и вся семья получает удовольствие от поездки.
В глаза бросились особенности организации дорожного движения в Ярославле. Перекрестки напоминают многоуровневые развязки МКАД, которые кто-то расположил в одной плоскости. И если днем там еще работают светофоры и облегчают движение, то в три утра остается только порадоваться отсутствию трафика. А еще тут принято соблюдать полосность движения, т.е. если надо повернуть налево, то все и будут стоять в левом ряду, не пытаясь объехать и влезть без очереди - красота же.

Целью первого дня стал Тутаев. Всего около 50 километров неплохого асфальта вдоль Волги и мы оказываемся в городе, который поражает воображение и расширяет представление об окружающем мире.
Трасса по левому берегу Волги удивляет противоречием знаков запрещающих обгон и дорожной разметки, хотя асфальт свеженький. Как только кончается действие запрещающего знака начинается сплошная разметка, так они и чередуются давая возможность заработка местным гибддшникам.
Тутаев, пожалуй, единственный российский город состоящий из двух практически независимых частей - моста соединяющего половинки расположенные по разным берегам Волги нет, при этом одна часть города старше другой практически на 100 лет. Более старую, Романовскую, сторону легко узнать по стройному ряду церквей расположенных на берегу буквально в сотне метров друг от друга.






А на другой стороне возвышается монументальный Воскресенский собор.


Из-за того, что город разделен на две части, отправляясь в Тутаев надо четко представлять в какую именно часть города вам нужно попасть. И если летом промашка будет на фатальна - раз в час с одного берега на другой ходит паром, а для пеших пассажиров есть много частных лодочников которые за 25 рублей доставят вас на противоположный берег, то зимой переправы через Волгу нет. Нет от слова "совсем" - из-за сброса воды в Рыбинской ГЭС Волга в этих местах покрывается торосами, а ближайший мост в Ярославле, а это крюк около 70 км. А теперь представьте каково зимой тем кто живет в одной части города, а работает в другой...


Тут мы в очередной раз порадовались, что поехали на маленькой машинке - автомобиль весом до полутора тонн переправить на пароме обойдется в 220 рублей. Шевроле Орландо наших друзей обошелся уже в 330 - разница 4 мороженых для детей. 220 рублей цена переправы автомобиля и водителя, билеты для пассажиров покупаются отдельно - 25 рублей для взрослого.



За 200 рублей можно минут 15 покататься по Волге на моторке - отличное развлечение для детей, да и для 4-х человек в лодке выходит не дорого.


Ну а сам городок, кажется, что затерялся среди времени, тут практически нет современных домов. Узкие улочки утопают в цветах, деревянные дома с резными наличниками соседствуют с каменными особняками 19 века, а по улицам носятся на велосипедах и бросаются под колеса автомобилей бесстрашные стайки детишек, приехавших на летние каникулы. Да что тут говорить, тут даже по единственному ряду местного рынка можно проехать на машине - эдакий drive thouth на русский манер. И все это обильно сдобрено разбитым асфальтом, и вкраплениями сгоревших и заброшенных домов, но здесь невероятно тихо и спокойно, чувствуется что-то среднерусское когда хочется просто сесть на берегу Волги и наблюдать за чайками и ласточками кружащимися над маковками церквей.


Многие замечательные особняки заброшены, включая старейший дом города — так называемый Соляной амбар петровской поры (в углу площади Ленина).


На Борисоглебской стороне есть довольно неплохой пляж, находится он как раз у подножия Воскресенского собора, так что не найти невозможно. Тут чистый песочек, лавочки и даже кабинки для переодевания - отличное место для обеденной сиесты после которой можно продолжить путешествие. Только вот с местами для обеда могут возникнуть трудности - одна палатка с чем-то похожим на пиццу была замечена напротив парома, а вторая как раз у спуска к пляжу напротив Воскресенского собора. Больше заведений питания в городке не замечено (в интернете поиском находится около 5 разных заведений, половина из которых при гостиницах), так что лучше перекус какой-нибудь взять с собой.

Если из Ярославля отправиться дальше по течению Волги, то примерно через полчаса живописная дорога петляющая по полям приведет в поселок с интересным названием Красный Профинтерн, раньше он назывался Гузицино, а местные жители именовали его не иначе как Понизовкино - по фамилии видного промышленника который основал тут крахмально-паточный завод и обосновался с семьей. Простой русский мужик Никита Понизовкин пришел в эти места и сначала зарабатывал откачкой меда, а потом решил построить маленький крахмально паточный заводик, через несколько лет таких заводиков у него было уже больше десятка, дела шли в гору и он решил, что вместо маленьких заводиков надо строить большое производство на берегу Волги. Так и появился завод в поселке Гузицино, который "работал по специальности" вплоть до начала 2000-х когда обанкротился с парой судебных скандалов и разделом имущества. Промышленник Понизовкин вскоре после начала строительства завода бесследно исчез и дело и недострой перешли к его сыну и жене. Они продолжили развивать паточно-крахмальное дело и вот уже в начале 20-го века внук Понизовкина решает рядом с заводом построить себе и своей молодой жене дом-замок-усадьбу, архитектором которой стал Николай Лермонтов.


Дом поражал инженерными решения и великолепием - тут было паровое отопление - стены были сделаны двойными и пар от котла, находящегося в подвале, подавался внутрь стен и из-за этого в доме всегда было тепло и сухо, тут бы зимний сад и оранжерея, гостиная в модном тогда египетском стиле с росписями на стенах и резными колоннами. Но судьба всего-этого великолепия в стиле эклектики мало чем отличается от судьбы большинства усадеб русских помещиков. После революции тут был детский дом, затем библиотека завода, затем клуб, в какой-то момент воздушную систему отопления решено было заменить на водяную, но она не справлялась с отоплением здания. И с 90-х годов особняк пустовал. Часть предметов интерьера попала в Ярославский художественный музей, но примерно треть списка из существующей описи пропала безвозвратно. Неизвестна судьба и богатейшей библиотеки Понизовкиных.


Рядом с домом самого Понизовкина - домик поменьше - первый этаж каменный, второй деревянный с кружевными резными наличниками, его еще называют Инженерный домик, потому что предназначен он был для Инженеров завода


Сейчас часть заводских корпусов и дом выкуплены в частные руки и находятся в процессе реставрации, здесь планируется открыть дорогой гостиничный комплекс. Постройки находятся на территории завода и за высоким забором, просто так туда попасть нельзя, но можно попробовать договориться с охраной. Но ничего особо интересного при прогулке по территории не увидеть, разве что посмотреть на дом с обратной стороны. А фасад и так хорошо видно прямо с дороги.

Кроме паточного завода Понизовкина в Красном Профинтерне есть еще несколько занимательных построек. Первую, водозаборную башню, довольно легко проехать и не заметить, потому что стоит она прямо в Волге и подход к ней зарос кустами и травой, но если после въезда в поселок внимательно вглядываться в сторону реки, то можно заметить интересную круглую конструкцию к которой ведет мостик-лесенка - скорее всего она обеспечивала завод водой.




Еще одно необычное сооружение для русского села - огромный по сельским меркам сорококвартирный пятиэтажный дом. Тут тоже не обошлось без руки Понизовкиных - немыслимый по тем временам дом для рабочих фабрики был построен с использованием всех возможных на то время инженерных решений - тут и электричество, и система водоснабжения и отопления, в подвале и на первом этаже располагались общественные помещения - тут был и ледник, и прачечная и бильярдная комната, на последнем этаже в центральной секции детский сад. Многие квартины, помимо высоких потолков и огромных окон имели по два входа - из разных подъездов.


В поселке есть паромная переправа. Но если пешеходы еще могут ей воспользовать пару раз в суки - паром работает только когда в бюджете села есть деньги. То автомобилистам на него рассчитывать и вовсе не приходится, автомобильные съезды давно прогнили и заросли травой, да и грузового парома нет.



А чуть южнее Ярославля в Селе Великое находится еще одна усадьба примечательная своим архитектурным решением - особняк купца Локалова.


Здание, построенное архитектором Шехтелем и напоминающее расписной русский терем и более логично смотрящиеся на столичных улицах, а не в Ярославском селе,задумывалось Локаловым больше от обиды. Дело в том, что его отец Алексей в 1869 хотел открыть в селе Великое фабрику, но Великосельский совет не разрешил, фабрика все-таки была построена в 7 верстах от села, но осадочек, как говорится, остался. И вот Александр, ставший к тому времени одним из богатейших людей России, решил удивить своих односельчан строительством уникального особняка, в котором сам практически не жил. Здание построено в псевдорусском стиле и стилизованно под классический русский терем, с множеством декоративных элементов, увенчанной шпилем с затейливым флюгером. Во дворе подсобные помещения: оранжерея, каретная, конюшня, баня, а так же парковые сады – передний и задний... и детская площадка - после Великой Отечественной войны тут размещается детский дом.






Интересные места села Великое не ограничиваются одним только особняком Локалова (хотя, на мой взгляд он наиболее интересен) - храмовый комплекс расположенный в центре села именуют не иначе как Великосельским Кремлем настолько он большой и внушительный. Тем более что Рождественский собор относительная копия снесенного большевиками недавно отстроенного Ярославского Успенского собора - замечательный образец Ярославской архитектуры. Тут и высокая колокольня, и кованые ворота, и маленькие часовенки среди поля.




Такой внушительный и большой церковный ансамбль появился в селе Великое в те времена когда она было одним из самых богатых сел России и самым богатым в Ярославской области. Тогда в этом селе было более 4 тыс. жителей, и оно было центром выделки льна, известного под названием ярославского полотна. Зажиточные жители строили двух и трехэтажные каменные и деревянные дома, многие из них сохранились до наших дней. сейчас вся центральная часть села представляет собой уникальный ансамбль гражданского каменного зодчества XVIII-XIX вв. Сама планировка села тоже очень интересна - улицы расходятся практически концентрическим кругами с центром как раз в "кремле".
Сами улицы очень узкие и зачастую без асфальта, на первый взгляд можно и не догадаться, что вот эта дорожка между покосившимися домиками не что иное как улица Ярославская.




Ярославская область это просто кладезь различной русской архитектуры, здесь практически в каждом селе есть церковь или усадьба, а то и то и другое. И каждый волен сам выбирать восхищаться архитектурой церквей и монастырей в городе или отправится изучать архитектуру и сельский был в отдаленные села и поселки. Мне больше по душе второй вариант - тем более что попадаются они прямо "на дороге".
Так по дороге в Красный Профинтерн очень сложно проехать мимо заброшенной церкви в селе Тимохино, хотя и церковь то практически "скелет" - пятиглавый четверик, назвать сложно. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери была построена 1797 году на деньги богатого крестьянина Семена Жерихова. Когда-то церковь была намного больше, тут была и трапезная и колокольня, но и самого некогда процветающего и находящего на тракте из Ярославля в Кострому Тимохино осталось не больше двух десятков домов.
Местные жители взрывали церковь и разбирали на кирпичи, а теперь их потомки мечтают что когда-нибудь храм будет восстановлен.




Если церковь в Тимохино еще можно не заметить - она находится чуть в стороне от дороги, то проехать мимо храма в Рыбницах уже не получится. Архитектура Церкви Спаса Нерукотворного образа очень хорошо отражает каноны ярославской школы зодчества 17 века, причудливо переплетенные с мотивами барокко и раннего классицизма, да и пятиглавие решено в "ярославском стиле" - поднятые на высоких барабанах огромные шарообразные главы собраны в тесную группу.






Тут же есть довольно неплохой съезд к Волге, с хорошим пологим песчаным пляжем - отличное место для пикника, привала и рыбалки




По дороге попадается небольшое аккуратное село с непонятным названием Унимерь. Происхождение название точно не известно, но в нем явно прослеживаются финско-угорские корни.

По одной версии тут отчетливо звучит слово "миряне", а "уни" по фински - "сноведение". По другой версии "мерь" - земля. Тогда выходит что-то вроде "страна снов". А может тут слышится морское (meri). Тогда выходит "пригрезившееся море". Так или иначе, очень поэтично.


Да и храму тут повезло больше чем его соседям - Церковь Троицы Живоначальной была единственной в Гаврилов-Ямском районе, не закрывавшаяся в годы Советской власти.

Еще один образец необычной архитектуры находится в некотором отдалении от остальных трасс, практически на границе с Костромской областью. Чтобы попасть в село Остров придется cделать крюк длинной около 50 километров по довольно разбитому грейдеру, зато потом вы будите сполна вознаграждены видом впечатляющей и довольно необычной для этих мест церковью. Издалека она кажется словно утыканной куполами и производит величественное впечатление. А о том что село когда-то было очень богатым напоминают замечательные резные наличники на деревянных домах и очень широкие улицы.




Село Остров примечательно еще и тем что тут родился дед драматурга А. Н. Островского - Федор Иванович. Он был сыном священника здешней церкви Ивана Дмитриева. По названию села, как предполагают, и получил фамилию Островский. В последствии дедушка Островского служил протоиереем Благовещенской церкви в Костроме, а с 1835 г. стал монахом Московского Донского монастыря.


Дорога в Село Остров тупиковая, поэтому возвращаться придется тем же путем что и приехали, конечно, если нет желания кататься по полевым дорогам. Грейдер, впрочем, не вызывает никаких особых неудобств, чуть трясет и приходится сбрасывать скорость на поворотах, а так вполне комфортно проезжается на 60 км\ч.


SX4 честный автомобиль. В том смысле, что первоначально от него не ждешь ничего особенного, но получаешь сполна. Он достаточно просторен чтобы вместить 4-х отважных путешественников, достаточно экономичен чтобы длинная поездка на выходные не сказалась на семейном бюджете, достаточно удобен чтобы не чувствовать усталости от поездки. Тут есть все что должно быть в современном автомобиле - и системы курсовой устойчивости, и ABS, и помощь при экстренном торможении, куча подушек безопасности, блутус, кнопки на руле, навигатор и даже есть место для радости. Двигатель объемом 1.6 литра не отличается особенной динамикой - порвать всех на светофоре не получится, но машинка преображается и становится намного интереснее стоит только включить спорт-режим и залить 98 бензин - можно себе позволить при смешном расходе 6 литров на сотню по трассе, а на полном баке можно проехать более 500 километров, полный бак 98 бензина обошелся в 1250 рублей - красота же. С учетом того, что я в неделю на заправку Тойоты при езде на работу и обратно трачу в два раза больше.


Конечно, без недочетов тоже не обошлось, например, благодаря электроусилителю обратная связь на руле практически не чувствуется, руль легкий, крутится совершенно без усилий и из-за этого создается ощущение, что дорога не чувствуется, хотя на все действия водителя машинка реагирует очень хорошо - ямы и выбоины на грунтовках на скорости окло 50км\ч объезжаются в легкую, в повороты автомобиль входит четко и без сносов, неудобства пару раз доставил сильный боковой ветер, который норовил сдуть автомобиль с дороги, но даже во время сильнейшей грозы и практически шторма машина на дороге чувствовала себя уверенно, а внутри было комфортно. Подвеска немного жестковата, особенно после мягкого и валкого внедорожника который я обычно вожу, и при съезде на грейдере это почувствуется моментально, но не настолько чтобы стать препятствием к исследованию окружающего мира. Зато по ровному асфальту, которого хватает в Ярославской области, машина идет практически бесшумно и очень-очень плавно. Плавности в движении добавляет и роботизированная коробка передач, которая переключается абсолютно незаметно. Еще из странного и непонятного - два дипломированных человека с техническим образованием даже после изучения инструкции не смогли понять как в мультимедийной системе изменить время. Но этот автомобиль позволяет удивлять суровых волжских рыбаков съезжающих к воде на Нивах и выезжает из Волги и поднимается по крутому склону практически без пробуксовок и в штатном режиме работы полного привода (без блокировки, и зимнего режима), чем вызывает недоуменные взгляды. Мужики, то рассчитывали насладиться шоу "блондинка вытаскивает машину из Волги".


Т.е. выходит что за миллион рублей (средняя цена нового SX4), мы получаем автомобиль за который не стыдно перед рыбаками достаточно комфортный для семьи их четырех человек автомобиль, со смешным расходом, которой комфортно себя чувствует в городе и на трассе, чуть менее комфортно на проселочных дорогах, но все-же позволяет если уж не реализовать самые смелые транспортные задачи, то доставить к месту пикника уж точно. Высокий клиренс и низкие свесы в сухую погоду делают эту "зеленую букашку" практически не отличимой от полноценного внедорожника по проходимости. Конечно, система полного привода тут не такая чтобы грязь месить, но пора и честь знать, в этом автомобиле и так много всего хорошего и удобного за свои деньги. А знаете что вызывает неподдельную зависть и радость соседей по воскресно-вечерней пробке - огромный люк в который высовываются руки радующихся и поющих песни детей, я бы и сама высунулась если бы не была за рулем.


Ну и в качестве финального аккорда, не смогла выяснить как обстоят дела сейчас, но год назад стоимость норма-часа на SX4 была самой низкой в классе (первое ТО 5тр), техобслуживание каждые 15 тысяч километров.
Поезда выходного дня вышла длинной 1051 километр, средний расход топлива 8 литров на сотню c учетом всех Московских и Мытищинских пробок.


Ну и, путешествуйте по России, это захватывающе!




подписаться чтобы не пропустить ничего интересного
Я в других социальных сетях:  [Google+ ][ Facebook ] [500px] [Instagram]
Купить мои фотографии: [Lori] [Shutterstock] [Dreamstime] [Istockphoto]
Tags: suzuki, travel, авто, россия, тест хомяками, тестдрайв, умности, ярославская область
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo liseykina july 30, 2020 19:45 497
Buy for 100 tokens
Добро пожаловать, проходите, располагайтесь. Вот тапочки, руки мойте с мылом, вам чай с сахаром? Это журнал про путешествия и фотографии, а точнее про фотографии из путешествий. Итак, если вы не знаете зачем и почему вы здесь и что теперь делать, то можно почитать мои записи про разные города и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →