Елена Петрова (liseykina) wrote,
Елена Петрова
liseykina

Город в стиле лофт


Финский Тампере вполне мог бы стать очередным серым безликим промышленным городом, каких сотни в разных странах и все они похожи друг - друга - серые фабричные корпуса, все полузаброшенное потому что в Китае производить дешевле, жители уезжают потому, что работы нет, а некогда процветающий город приходит в уныние. Но это все не про Тампере. Невероятным образом городу удалось избежать превращение в нечто серое-грязное-пыльное и полуразрушенное, а стать уютным городом в стиле лофт где даже современные здания строятся таким образом чтобы соответствовать промышленному стилю 19 века. А фабрично-заводская архитектура стала отличительной чертой города.


Тампере - молодой город, тут нет никаких средневековых достопримечательностей и дворцов с вензелями, все сугубо промышленное, индустриальное и утилитарное. Место между двух озер Нясиярви и Пюхиярви с перепадом высот в 18 метров оказалось очень удачным для строительства плотины в 1775году. А где плотина, там и мельницы, позже мельница превратилась в турбину которая вращала вал, а вал передавал вращающий момент станкам. И понеслось.


К середине девятнадцатого века половина индустриальных мощностей страны была расположена в Тампере. Все инновационные разработки двадцатого века - первый финский автомобиль и паровоз, первая электрическая лампочка в Скандинавии и первый в мире коммуникатор, появились в первую очередь именно в Тампере.

В 1844 году на восточном берегу порога была построена маленькая доменная печь, потом механическая мастерская и хлопчатобумажная фабрика. В 1861 году они объединились в Хлопчатобумажно-железноделательное акционерное общество. На предприятиях Тампере в 70-х годах XIX века производили турбины, паровозы, машины, но, прежде всего, ткани. В конце XIX века половина рабочих Тампере трудилась на трех крупнейших предприятиях: хлопчатобумажных фабриках Финлейсон (Finlayson) и Лапиниемминен (Lapinnnieminen) и льнокомбинате. Уже во второй половине XIX века Тампере был городом с самым большим в Финляндии процентом рабочего населения, причем среди рабочих было очень много женщин и детей, а фабрика Финлейсон превратилась в своеобразный город в городе - там были и фабричные корпуса, и школы, и общежития для рабочих, и театр.







Из-за политической активности рабочих город называли «красным Тампере». Во время гражданской войны в Финляндии (Suomen sisällissota, 28 января — 15 мая 1918 года) пролетарский Тампере был важным центром красной обороны. С политической историей рабочего Тампере несомненно связан музей Ленина, который существует с 1956 года именно в 37 Тампере потому, что здесь 1905 году состоялась таммерсфорсская партконференция РСДРП, на которой впервые лично встретились В.И. Ленин и И.В. Сталин. Конференция проходила полулегально в так называемом Рабочем доме, который незадолго до того построили на собственные средства финские пролетарии. На эту тему тоже есть музей, а в нем даже памятник Ленину



Индустриальная мощь города и большая роль текстильного производства стала причиной, почему Тампере начали называть «северным Манчестером» или «финским Манчестером». Но местные жители не очень радовались такому сравнению - в 1938 году газета «Таммеркоски» писала: «когда Тампере называют финским Манчестером, легко возникает ложная картина, совсем к нему не подходящая. Тампере — это не дымный, черный от угольной копоти город с мрачными кирпичными стенами, напротив, он светлый, чистый и красивый».




Но самое удивительное, что даже сейчас, когда в городе осталась только одна работающая фабрика - целлюлозная, тут не стремятся переделать и разрушить свою индустриальную историю, а сохраняют и развивают ее.
Двигатели и маховик которые давали энергию станкам на фабрике Финлейсон отчищены до блеска, а вокруг них сделан музей. Да-да, именно музей вокруг двигателя. а не "все разобрать, увезти, сделать магазин в центре города", больше того - вход в музей бесплатный.




А в самом музее станки с прядильной фабрики. И складывается впечатление, что если знать как, то можно легко взять и сплести кружева или связать носки - все поддерживается в рабочем состоянии.




А сами станки больше похожи не на механические машины, а на какие-то замысловатые и удивительные кинетические скульптуры которые могут двигаться и жить своей жизнью.


Машинка для вязки чулок и носков



И еще одно образцово показательное место, показывающее отношение финнов к своей истории - небольшой музей локомотивов Veturimuseo, расположенный в небольшом городке Akаa в пригородах Тампере. Тут в здании старого паровозного депо руками энтузиастов восстановлены и поддерживаются в рабочем состоянии разные локомотивы, работавшие и выпускавшиеся в Тампере и окрестностях. И удивительно, не только то что практически все они на ходу и могут передвигаться самостоятельно, а то в каком состоянии она находятся. Техника восстановлено до такой степени, что там ни одной пылинки нет и ни одной капали масла.

Вот этот агрегат работал на военной морской базе в Турку до 1989


и даже управляется со штурвала


А этот работал на одной из фабрик в Тампере



А кабина огромного паровоза VR2 NRO 964 "ANKKA" отчищена до такой степени, что больше напоминает какой-то замысловатый экспонат из музея современно искусства, чем кабину работающего паровоза.





Но вернемся в город.
Современный Тампере это уютное переплетения узких фабричных улочек и проходов, набережных, замысловатых озер и проток между ними.
В семидесятые годы в городе было около тридцати семи тысяч рабочих, через двадцать пять лет осталось менее половины этого числа. По плану, подписанному мэром Тампере в 1995 году, около шестидесяти тысяч квадратных метров площадей старых заводов были защищены от сноса. В это же время, впервые в истории страны, индустриальный центр города, включая знаменитый "город в городе", фабрику Finlayson, был признан национальным достоянием. При этом заводские площади были превращены в офисные пространства, музеи, художественные галереи, театры, школы, научные центры, спортивные комплексы, небольшие обслуживающие компании.
При этом индустриальный стиль сохраняется не только внешне, но и внутри. Все что можно было оставить от производственных помещений отчищено, покрашено и оставлено на своих местах.



По бывшим заводам и фабрикам можно ходить, многие из переоборудованы в кафе, рестораны и торговые центры, но властям города удалось очень хорошо соблюсти грань между коммерческими и социальными объектами.








Тампере удивительный город, которому удалось не только сохранить свою индустриальную историю, но благодаря трепетному и вдумчивому подходу к преобразованиям сделать свое индустриальное прошлое визитной карточкой города. Той фишкой которая делает город особенным и позволяет выделиться из множества других промышленных городов. Мало того, по опросам общественного мнения, в 2012 году Тампере занимает первое место по уровню привлекательности для проживания среди финских граждан.

Сайт музея локомотивов - http://www.veturimuseo.fi/veturimuseo/
Сайт рабочего музея Тампере - http://www.tyovaenmuseo.fi/


web site traffic statistics





Эта поездка прошла при поддержке управления по туризму региона Тампере


Tags: 2016, finland, tampereallbright, travel
Subscribe

Posts from This Journal “finland” Tag

  • Горнолыжный курорт Рука или наш первый раз на горных лыжах.

    Объективно говоря, финский курорт Рука не очень хорошо подходит для самого первого раза если вы раньше никогда не стояли на горных лыжах. Вы просто…

  • All Inclusive по фински!

    Бывают такие моменты когда не хочется ни о чем заботится и ничего планировать. Даже с самыми бывалыми путешественниками бывает. Можно сколь…

  • Каково жить зимой в лесу?

    Какие у вас обычно ассоциации вызывает фраза "пожить наедине с природой"? В моем мозгу это ассоциации с комарами, палаткой, костром,…

  • Sappee - семейный горнолыжный курорт.

    Горнолыжный курорт Sappee стал третьим местом где мы постигали азы катания на горных лыжах и тренировались держать вертикальное положение тела при…

  • Кое что о спонтанных путешествиях

    Еще пару дней назад у меня не было, вообще, никаких планов на новогодние праздники. Нет, ну понятно, что ночь с 31 на 1 провести с семьей,…

  • Почти необитаемый остров

    Если смотреть на спутниковые снимки, то небольшой остров на озере Пюхяярви у берегов финского города Тампере выглядит совершенно небитаемым.…

promo liseykina july 30, 2020 19:45 497
Buy for 100 tokens
Добро пожаловать, проходите, располагайтесь. Вот тапочки, руки мойте с мылом, вам чай с сахаром? Это журнал про путешествия и фотографии, а точнее про фотографии из путешествий. Итак, если вы не знаете зачем и почему вы здесь и что теперь делать, то можно почитать мои записи про разные города и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →