Елена Петрова (liseykina) wrote,
Елена Петрова
liseykina

Из одной заброшенной деревни в другую - 2 дня в лесах Ивановской и Владимирской областей



Кто-то посчитал, что в этой поездке мы сменили 12 видов различного дорожного покрытия.

В России можно отправиться в лес за грибами и ягодами и оказаться посередине нигде, встретить Камаз застрявший в "обычной" дороге между двух деревень аккурат после брода.

Тут дорога, которая еще десять минут назад выглядела очень накатано и внушительно будет становиться все тоньше и тоньше и постепенно превращаться только в направление на экране навигатора.
В такие моменты мне всегда очень интересно - ведь дорога была, была накатана, значит по ней ездили... а куда потом девались все остальные, куда и зачем они ехали?


Но мы "не остальные", мы не сдаемся и не боимся зарослей, в которые еле видно крышу впереди идущей машины.



Позаброшенные деревни словно нанизываются на нитку реальности и каждая может рассказать свою историю. Кому-то повезло больше - деревянные срубы встречают разноцветными наличниками, а в ухоженных огородах поспевает урожай. А где-то из зарослей травы виднеются только покосившиеся и прохудившиеся крыши.
Именно, в подобных поездках по России история словно по крупинкам начинает складываться из отдельных кусочков и каждый кусочек имеет свое собственное место на карте. И вот эти слова из учебника история про княжества, разделы земель, великих полководцев, дворян из абстрактных сказок превращаются в реальность к которой, иногда, даже можно прикоснуться.

Мы стартуем из Москвы в 7 утра, но как водится, это еще не начало путешествия. Сначала нужно немного оторваться от суеты и привыкнуть к автомобилям. В этот раз в нашем распоряжении три автомобиля Chevrolet Niva в интересной комплектации LE и LE+ со специальной внедорожной подготовкой - тут шноркель, квадрат под лебедку, задний мост с выведенным сапуном и пластиковые накладки по периметру кузова.



По трассе и на встречу пробкам доезжаем до Киржача, попутно выясняется, что на заднем сиденье можно вполне комфортно спать. Когда мне сказали "поедем на Нивах", я представила себе ту-самую-ниву и приготовилась, что все будет совсем по хадкору - с дребезгом в салоне, отсутствием кондиционера и подпрыгиванием на каждой кочке. Но кого волнуют неудобство, если предполагается хорошая компания?
Но оказалось что мы едем на-другой-ниве, а в салоне даже уютно - кондиционер, автомобиль довольно плавно проходит лежащих полицейских и прочие особенности дорожного покрытия. Культурный шок немного нарушают, правда, подголовники заднего ряда сидений - они никак не хотят фиксироваться в креплениях и норовят либо совсем выскочить, либо "авто отрегулироваться" в самое низкое положение, что немного мешает и тут же заставляет мозг придумывать варианты кастомизации и решения проблемы с использованием скотча (того, который не-виски) и прочих подручных материалов.

Киржач это не только место чтобы позавтракать и пополнить запасы бензина (берем несколько канистр про запас, потому что никогда не знаешь как оно пойдет), но и открутить пластиковые накладки, закрывающие квадраты для лебедки. Ведь, намного удобнее это сделать еще на асфальте, чем потом ковыряться в грязи.

И сразу за городом погружаемся в мир, в котором правят оттенки зеленого, сосны, черника, борщевик, березы, а слепни и мошкара настойчиво стучатся в окна.
Кажется, что мы бездумно петляем где-то среди полей, но на треке наш путь выглядит практически прямой линией. Только один нюанс - все дороги, видимые на картах, проходят перпендикулярно к нашему треку.



Знаете как бывает, чтобы проехать от одного очень-нужного-места до другого очень-интересного-места надо либо сделать крюк в пару десяков (это если повезет) километров по обозначенным-на-карте-дорогам, либо вот тут вот срезать через перелесок, поле и овраг и телепортироваться. Каждый сам выбирает свой путь, но если ты можешь себе позволить телепорт, то почему бы и нет?



Тем более, что очень часто это оказывается намного интереснее. Ведь главное процесс, так ведь?
Нива короткая, небольшая и легкая, поэтому большинство препятствий и сомнительных мест проходится ходом. Но иногда надо включить голову и выбрать правильную траекторию, конечно, если нет желания развлечь окружающих поисками оторвавшегося номера или эпичными брызгами.

Интересно, сколько в России деревень с названием "Новинки"? В тех, "новинках" которые попались нам по пути вязнут Камазы - грузовик с песком благополучно сел в колею на мосты заблокировав подъезд к единственному броду.
Вариантов особо нет - либо вытаскивать его, либо ждать пока сам вытащится, либо разворачиваться, но объезда в ближайшие 30 километров тут нет (помним что это 30 километров по лесам).
Была мысль эпично дернуть камаз с помощью Нивы (или нескольких), но решили сначала подкопать. После этого Камаз испугался позора и выехал, ну а мы смогли ринуться в брод.

Брод как брод, только вот Камаз немного распахал подъезд к нему. Накиданные в колею березки тоже его рук дело.


Подзастравших вытолкали - еще одни плюс небольшого легкого автомобиля. За все путешествие ни разу не дергали тросом кого-то, всегда вытаскивали просто с помощью грубой мужской силы.



Попетляв еще немного по дорожкам и пролескам въежаем в село Сима. Тут есть жизнь! Пожалуй, в первый раз с момента завтрака в Киржаче видим людей и продуктовый магазин. И даже "старбакс".



Но вывеска Cтарбакса не единственная достопримечательность - именно тут скончался от ран и был похоронен Багратион.

Он приходился племянником владелице симской усадьбы Анне Александровне Голицыной (дочери грузинского царевича Александра Бакаровича Багратиона).


В храме находилась могила князя Петра Ивановича Багратиона, обнесенная железной решеткой, на которой была надпись: «Князь Петр Иванович Багратион, находясь у друга своего князя Бориса Андреевича Голицына, Владимирской губернии, Юрьевского уезда, в селе Симе, получил Высочайшее повеление быть Главнокомандующим 2-й западной армией; из Симы отправился к оной, и будучи ранен в деле при Бородине, прибыл опять в Симу и скончался сентября 11 дня».

Ну а мы едем дальше и продолжаем собирать реальность по крупицам. И иногда реальность преподносит сюрпризы - начинает казаться, что за деревьями прячется какой-то средневековый замок. А нет. Это мираж.

Это развалины декстриновой фабрики. Ее построил в начале ХХ владелец села Лучки купец 1-й гильдии Первушин, который выиграл село в карты у князя Голицина (того самого, из села Сима, которые мы недавно проезжали).



Деревянный шаткий мостик через реку Нерль, который спрятался в кустах и совершенно не воспринимается как автомобильный - единственный способ попасть из Владимирской области в Ивановскую и пересечь реку на ближайшие 50 километров.

Этот невероятно длинный и насыщенный день заканчивается, а значит пора выезжать на асфальт и двигаться в сторону Иваново - где ужин, сон, бассейн, завтрак.
Последняя остановка на сегодня - небольшая деревня Гари и Троицкая церковь.



Пожалуй, история большинства церквей в России примерно одинаковая - храм был построен на средства жителей села на месте старой деревянной церкви, в советское время закрыт и разобран/разрушен/использовался-под-коровник. Ну а дальше, каким-то храмам везет больше и их восстанавливают, а какие-то так и стоят в руинах. Если честно, руины мне кажутся какими-то более настоящими и живыми....


Утром следующего дня мы снова чертим прямую линию на спутниковой карте, но на этот раз движемся в сторону Юрьев Польского используя все возможные срезки и телепорты.

Храму в селе Кибергино повезло больше, чем тому, что мы видели в Гари - тут все сияет белой и новой штукатуркой.



Почти сразу после выезда из Кибергино сворачиваем вправо и снова петляем среди сел и деревушек - некоторые совершенно заброшены, а некоторые похожи на музеи под открытым небом, где каждый наличник можно разглядывать просто бесконечно.


Иногда указатели с названиями населенных пунктов встречаются в самых неожиданных местах - например на разбитой грунтовке посреди леса. И начинает казаться, что очень может быть, что других дорог из одной деревни в другую и нет. И ехать по лужам и бездорожью не наша прихоть и развлечение, а единственный возможный вариант.



Но нет. Не может быть чтобы это была единственная дорога! А как же скорая, школьный автобус, продукты в конце концов?
Правда, потом узнаешь, что мост через Нерль каждый год во время половодья затапливает, а пару раз и вовсе уносило вниз по течению и деревня оказывается отрезанной от всего остального мира на несколько месяцев... Россия 21 век.

В подобных местах невольно начинаешь думать "оказывается и тут живут люди", а следующая мысль - "а ведь они же как-то сюда тоже добираются", это сейчас лето и относительно сухо, а осенью как? и невольно начинаешь рассматривать припаркованные возле домиков автомобили.


Село Мирславль стоит на высоком берегу реки Нерль и являлось частью Великого Волжского пути, который использовался славянами уже в VIII–X веках. От устья Которосли, где в начале XI века Ярослав Мудрый основал Ярославль, до устья Оки ходили не по Волге, а через озеро Неро к Ростову и далее по Нерли и Клязьме.
Краеведы считают что и название села образовано от личного имени Мирослав (или похожих).
Правда, есть еще одна версия, что село назвали в честь мира, заключенного между местными князьями.

Но из исторических ценностей тут только заброшенная церковь Николая чудотворца.



И неприметный резной колодец


Буквально на противоположном берегу Нерли находится деревня Новая. Она упоминается в книгах 19-го века и мы проезжаем абсолютно по той же дороге, по которой раньше ходили крестьяне из села в село.

Вот она история, которую можно почувствовать.

Гидроэлектростанция была построена построена в 1952 году на паях местных колхозов, относилась к «Уводьстрою». В 1970х годах при больших паводках плотины ближайших ГРЭС вышли из строя, после чего они перестали функционировать.



А на противоположном берегу была крепость, которая охраняла Суздаль и Юрьев-Польский от набегов монголо-татар. При ней тоже была плотина. Через узкое русло Нерли мирславцы пропускали суда. Но от крепости не осталось и следа. Это уже та история, которая осталась только в краеведческих музеях.
Хотя, деревянные домики, вполне возможно, выглядят так же как и при князьях.



Правда, и в современном мире, порой происходят странные и необъяснимые явления

Пожалуй, я оставлю эти снимки без комментариев.


Еще один интересный психологический момент - Niva не вызывает никакого интереса у местных жителей и абсолютно сливается к Российской реальнсотью. Помню, что когда я каталась на тестовом Toyota LC200 по деревням в Тверской области его появление на проселочной дороге тут же приковывало к себе внимание всех окрестных мужиков - он был инороден и вызывал подозрения (это если повезет) и классовую ненависть (если не повезет). А Niva она своя - в любой деревне вас примут за своего и всегда помогут советом или делом безвозмездно. Ведь не по мужски просить что-то за помощь "своему"...

Попетляв еще немного по грейдерам, проселкам и разбитому асфальту мы финишируем в Юрьев-Польском.


Это была увлекательная поездка, которая лишний раз доказала, что для того чтобы открывать мир не обязательно иметь дорогую машину. Да, для того чтобы комфортно ездить по России и иметь возможность попасть туда, куда хочется нужен полный привод - с этим ничего не поделаешь, это наша реальность. Но для удовлетворения базовой потребности к приключениям и открытиями Chevrolet Niva вполне хватит.
И пожалуй, единственным критичным замечанием к автомобилю будет "очень маленький двигатель". Для того чтобы кататься по бездорожью его более чем достаточно, но вот при езде по трассе обгоны следует планировать заранее. И планировать это не шутка и не преувеличение. Но зато вы получаете свободу в передвижении и выборе направления. Осталось только грамотно ей распорядится, но тут уже выбор каждый делает сам.
Tags: chevrolet, niva, автомобили, владимирская область, ивановская область, путешествия, россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo liseykina июль 30, 2020 19:45 497
Buy for 100 tokens
Добро пожаловать, проходите, располагайтесь. Вот тапочки, руки мойте с мылом, вам чай с сахаром? Это журнал про путешествия и фотографии, а точнее про фотографии из путешествий. Итак, если вы не знаете зачем и почему вы здесь и что теперь делать, то можно почитать мои записи про разные города и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →